Методика расчета основных параметров транспортного потока в веб-интерфейсе Смартроад
Интенсивность движения (часовая), авт./ч, физическая и приведенная
Определяется количеством транспортных средств и (или) пешеходов, проходящих за единицу времени (за сутки или за один час) в одном направлении на определенном участке дороги (интенсивность движения транспортных средств, интенсивность движения пешеходов соответственно).
Формула расчета параметра в физических единицах
за выбранный период:
, где
Ni - количество транспортных средств i-й расчетной категории, прошедших через сечение участка дороги в одном направлении за время наблюдения;
T - продолжительность наблюдения за участком дороги,ч;
n - количество расчетных категорий.
Формула расчета параметра в приведенных единицах
за выбранный период:
, где
Ni - количество транспортных средств i-й расчетной категории, прошедших через сечение участка дороги в одном направлении за время наблюдения;
T - продолжительность наблюдения за участком дороги,ч;
ki - коэффициент приведения транспортного средства i-й расчетной категории к легковому автомобилю;
n - количество расчетных категорий.
Для расчета основных параметров дорожного движения в приведенных единицах в Систему необходимо ввести значения коэффициентов приведения для каждой расчетной категории транспортных средств. Если временной диапазон не равен одному часу, интенсивность приводится к часовому значению (к физическим или приведенным автомобилям/час). Например, значение, полученное за 5 минут, умножается на 12. Далее считается в соответствии с назначением: по направлению, либо в полосе. Значение средней суточной интенсивности рассчитывается путем деления общей годовой интенсивности на количество дней, в течение которых производился мониторинг транспортнного потока.
Наибольшая часовая интенсивность, повторяющаяся в течение не менее 50 ч в год шт./ч (количество часов)
На момент выхода указанной версии ПО не использовалась в проектах Системы.
Мгновенная скорость движения ТС 85% обеспеченности, км/ч
Максимальное значение мгновенной скорости движения ТС среди 85% мгновенных значений дискретного ранжированного ряда мгновенных скоростей движения.
Пропускная способность, авт./ч
Максимальное значение интенсивности движения ТС в одном направлении на определенном участке дороги при условии обеспечения безопасности дорожного движения. Для получения показателя анализируются значения интенсивности движения (в физических и приведенных единицах) за весь период наблюдения (на этом участке дороги, в этом направлени движения) и выбирается его наибольшее значение.
Интервал движения, сек
Временной интервал между двумя последовательно движущимися ТС. Формула расчета параметра:
GAP = Headway - Occupancy
, где
Headway - среднее значение "headway" для всех ТС, зафиксированных на полосе движения, за выбранный временной интервал, с;
Оccupancy - среднее значение "occupancy" для всех ТС, зафиксированных на полосе движения, за выбранный временной интервал, с;
Формула расчета параметра "headway" для ТС, движущихся друг за другом:
Headway = T1-T2
, где
T1 - отметка времени проезда первого ТС;
Т2 - отметка времени проезда второго ТС.
Расчет параметра "headway" для полосы движения производится по формуле:
, где
H - параметр "headway", рассчитанный для каждых двух ТС, зафиксированных на полосе движения за выбранный интервал расчета.
n - количество рассчитанных параметров "headway" для полосы движения.
Occupancy
- интервал времени, в течение которого зона подсчета занята транспортным средством. Формула расчета параметра "Occupancy" для каждого отдельно взятого ТС:
occupancy = L/V
, где
L - длина ТС, м;
V - скорость ТС, м/с.
Средняя скорость движения ТС
Среднее арифметическое значение скоростей движения транспортных средств, проследовавших в одном направлении по участке дороги
, где
Vi - скорость i-го транспортного средства, км/ч;
n - количество ТС, зафиксированных в зоне подсчета за выбранный интервал расчета.
В зависимости от контекста выбранного отчета, может рассчитываться как средняя скорость движения транспортных средств в конкретной полосе движения, так и средняя скорость потока в выбранном направлении движения.
Загруженность для полосы движения за период времени
Рассчитывается по формуле:
, где
O - "occupancy" каждого ТС, движущегося по полосе движения;
n - количество ТС, зафиксированных на полосе движения за выбранный интервал расчета;
t - временной интервал, за который производится расчет, с.
Уровень обслуживания дорожного движения
Отношение средней скорости движения транспортных средств к скорости транспортных средств в условиях свободного движения (коэффициент скорости движения). В Системе в качестве скорости свободного двжиения принимаем максимальное значение скорости 85% обеспеченности за весь период наблюдения (на этом участке дороги, в этом направлении движения).
В следующей таблице перечислено соответствие уровней обслуживания рассчитанному параметру.
Уровень обслуживания | Отношение средней скорости транспортных средств к скорости транспортных средств в условиях свободного движения (процентов) |
---|---|
A | >= 90 |
B | 70...90 |
C | 50...70 |
D | 40...50 |
E | 33...40 |
F | <=33 |
В Системе уровень обслуживания определяется и по другим показателям.
Уровень обслуживания дорожного движения | Коэффициент загрузки | Коэффициент скорости движения | Коэффициент насыщения |
---|---|---|---|
A | < 0.2 | > 0.9 | < 0.1 |
B | 0.2 - 0.45 | 0.7 - 0.9 | 0.1 - 0.3 |
C | 0.45 - 0.7 | 0.5 - 0.7 | 0.3 - 0.7 |
D | 0.7 - 0.9 | 0.4 - 0.5 | 0.7 - 0.9 |
E | 0.9 - 1.0 | 0.33 - 0.4 | 0.9 - 1.0 |
F | > 1.0 | <= 0.33 | > 1.0 |
Коэффициент скорости движения
Отношение средней скорости движения транспортных средств к максимальному значению скорости 85% обеспеченности за весь период наблюдения (на этом участке дороги, в этом направлении движения).
Коэффициент загрузки
Отношение фактической приведенной к легковому автомобилю интенсивности движения за период времени к максимальному значению интенсивности движения (пропускной способности) участка дороги.
Коэффициент насыщения движением
В Системе вычисляется как отношение плотности движения (фактического количества транспортных средств, находящихся в движении, приходящихся на 1 км полосы движениия) к максимальному значению плотности движения.
Плотность движения в (приведенных) автомобилях на километр полосы движения по направлению
Отношение интенсивности движения к средней скорости движения транспортных средств и количеству полос в данном направлении.
В полосе движения: отношение интенсивности движения к средней скорости движения транспортных средств.
Если какая-то полоса не предназначена для движения, необходимо для детектора настроить тип каждой полосы для корректного расчета плотности движения по направлениию. Если типы полос не заданы, делится на общее количество полос в этом направлении. Если типы полос заданы и хотя бы одна полоса не предназначена для движения, она не участвует в расчете плотности движения по направлению.
Расчет плотности осуществляется по формуле:
, где
Nприв - интенсивность дорожного движения, прив.авт./ч;
m - число полос движения в одном направлении;
V - средняя скорость движения, км/ч.
В зависимости от контекста выбранного отчета, может рассчитываться как плотность движения транспортных средств в конкретной полосе движения (берется интенсивность движения в выбранной полосе, m=1), так и плотность движения в выбранном направлении движения с усреднением (берется интенсивность движения по всем полосам, m равно количеству полос)